top of page

Холст, масло, и Душа

« Связь человека с местом его обитания - загадочна, но очевидна. Ведает ею известный древним genius loci, гений места...», - писал Петр Вайль в предисловии к своей книге, которая так и называется - ГЕНИЙ МЕСТА. Но есть места, которые рождают гениев. И среди них, безусловно, много раз воспетая Одесса.

После страшного пожара на Кармеле в декабре 2010 года по телевизору шёл репортаж с места событий. Человек, чей дом сгорел, рассказывал репортёру, как спасал свои картины. - Ну, а те, что не успел, значит, и не стоило спасать, - в заключение сказал художник. И интонация, и грустный юмор, который сквозил не в самой фразе, а в улыбке, не оставили сомнения: Одессит! Это был Лазарь Маноле. Имя знакомое многим одесситам моего поколения, которые интересовались настоящим, а не официальным искусством. Понятно, что я предполагала увидеть в его мастерской работы, которые связаны с нашим городом. Ни одной!

Многочисленные акварели на библейские сюжеты, возле которых невольно останавливаешься надолго, потому что, кроме обозначенных в названии героев, там есть ещё что-то, какой-то свой посыл, который спрятал в них художник. И даже автопортрет несет этот посыл. До его картин хочется дотронуться.

Гранат во весь большой холст - полное ощущение шершавой поверхности. А на другом холсте на такой же « гранатовой» грунтовке сидящая обнаженная женщина. И кожа её как будто впитала отсвет этого гранатового фона. И трудно поверить, что это мерцающее тело написано маслом.

Лимон - плод, рожденный израильской природой, который похож на символ, дающий жизнь. Лазарь Маноле не всегда делает фотографии своих работ. И часто даже не помнит, чью коллекцию сейчас украшают его работы. Такая вот одесская беспечность, рождённая душевной щедростью.

Я не спросила, почему не звучит в его работах одесская тема. Потому что она ... звучит. Не в сюжетах. А в восприятии жизни, в готовности принять новое, если оно настоящее. В желании постичь свои корни. Я редко встречала людей, так глубоко чувствующих и любящих Израиль и истоки еврейской истории, как Лазарь Маноле.

У художника есть модульные картины под общим (хотя у каждой работы есть свое) названием: רוח ים תיכונית ( руах ям тихонит). Абсолютно дословный перевод - Ветер Средиземноморья. Так же, как каждое произведение искусства куда шире указанного названия, так и точный перевод не передаст нерв этой коллекции, רוח здесь не ветер, а Дух, Духовность Средиземноморья.

Воздух вибрирует над кронами олив, которые сливаются в этот зеленый внизу, как будто составленный из листьев оливы, в которые вплелось прорвавшимся голубым кусочек неба. И все залито всепобеждающим солнцем. Маноле говорит, что его работы - « это холст, масло и Душа».

И фантазия. Иногда она навеяна музыкой: Вивальди. Четыре времени года. - Очень просто. Включаю музыку. Беру акварельный картон, смачиваю его водой, акварельным краскам даю растечься. Конечно, в том направлении, которое нужно мне. А потом беру акварельный карандаш... Я же говорил, что художник творит душой...

Часто это игра с формами и цветом. Они объединены общим названием Space Fantasy Sеries. И это действительно Пространство Фантазии. В эти картины хочется долго вглядываться. Даже повторяющиеся формы, выполненные в другой гамме, создают совершенно иное пространство - от земных до космических. Маленький шарик, нанизанный на орбиту, - это Земля или Человек? Наверное, и то и другое, но главное, напоминание о том, что и отдельные люди, и города, и страны и даже каждая из планет - это только маленькая часть общего Замысла.

















0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Kommentare


bottom of page