Между Было, Есть и Будет.
(часть 3, надеюсь, не последняя).
Знаете, сколько лет прошло между этими БЫЛО и ЕСТЬ?
3000 – 14.
Т.е. без малого три тысячи лет.
Как бы мы ни жаловались на то, что время летит, представить себе это в виде лет, месяцев, а тем более бесконечной вереницы дней невозможно.
Летит почему-то только наше личное время, и по дороге из Бейт Шеарим я думала о том, сколько я уже НЕ успею увидеть в нашем маленьком неисчерпаемом Израиле.
И вот мы у входа в БЫЛО. Нет, пока только у небольшого каменного макета-карты. Наш экскурсовод –волонтёр. Я заметила, что каким бы хорошим и грамотным ни был профессиональный экскурсовод, в его глазах не увидишь того особенного блеска, который рождается любовью и гордостью. Вот и наш экскурсовод-волонтёр, знакомя нас с планом экскурсии, не замечал, что поглаживает небольшую каменную карту –макет. Конечно, можно всю ту же информацию найти в Гугле.
И это интересно и важно, но насколько же важнее такое личное прикосновение к истории, когда БЫЛО и Есть соприкасаются через тёплую человеческую ладонь.
И тогда названия исторических событий перестают быть буквосочетаниями, а обретают плоть.
132-135 годы. Второй век. Восстание Бар-Кохбы.
Неудавшаяся (и не первая) попытка восстановить еврейскую государственность.
14 мая 1948 год.
Бен- Гурион с балкона здания на бульваре Ротшильда в Тель-Авиве оглашает Декларацию о Независимости Израиля собравшимся внизу людям.
Второй век. Синедрион меняет местопребывание - из Иерусалима в Бейт Шеарим. Конечно, это определит расцвет города.
Но я о другом. Во главе Синедриона стоит раби Иегуда ха-Наси, человек, систематизировавший Устный Закон, редактировавший Мишну. Его называли Учителем несколько поколений учеников.
21 год 21 века. Только прошли выборы. На пост премьера претендует человек, не осиливший экзамены за среднюю школу.
Что-то не так в нашем королевстве.
В Израиле невозможно не проводить параллели. История здесь буквально отрыта археологами, и каждый пласт читается, как будто книга, которую открыли на странице «Сегодня» и начали читать в обратном порядке- вглубь.
Мы и спустились вглубь, в высеченные в скале катакомбы с погребальными нишами.
Конец второго века. Иехуда ха- Наси завещает похоронить себя в Бейт Шеарим. Причём не в саркофаге, которых множество. Два захоронения, обнесённые каменной стеной - раби и его жены.
Есть места, где хочется помолиться за здоровье тех, кто в этом нуждается. Не потому, что так принято, а потому, что там такая энергия. Я была не одна, произносившая про себя слова молитвы.
Невозможно представить, что эти орнаменты, изображения животных, Этот каменный Семисвечник, а тем более эти каменные поворачивающиеся двери, ведущие к захоронениям, сделаны вручную 19 веков назад.
Гугл сообщает, что «раскопки Бейт Шеарим начались вследствие случайной находки захоронений Александром Зайдом».
Нет. Не случайно.
Пятнадцатилетний юноша из Сибири, сын ссыльного революционера Ицхака Зайда и убитой бандитами сосланной субботницы (потому и сослали, что перешла в иудаизм), знакомится с сионистом Михаилом Гальпериным. Думаю, не он один слышал рассказы вернувшегося из Палестины Гальперина. Но в душе Александра рассказы о родине предков и убитая бандитами мать, которую он почти не помнил, слились вместе.
И если раньше он уже поклялся себе не давать спуску бандитам, то теперь решил защищать страну веры его родителей.
Ничего случайного. Александр Зайд становится членом военизированной организации Ха-Шомер.
Он не просто обходит охраняемую местность, а внимательно всматривается во всё вокруг. Так можно ли сказать, что Александр Зайд случайно нашёл трещину, случайно спустился в пещеру и случайно нашёл древние захоронения?
150 лет назад с детства влюблённый в историю Древней Греции археолог-самоучка Генрих Шлиман открывает Трою.
И тем и другим двигала любовь.
Зайд не обладал ни знаниями ни возможностями, но понял значение обнаруженного в катакомбах и связался с Ицхаком Бен Цви и археологом Бенджамином Мазар.
Вот уж точно - ОХРАНЯЛ свою землю.
И хотя поставленный на холме памятник – Александр Зайд на коне – дань убитому командиру отряда обороны, но каждый, кто побывает в катакомбах Бейт Шеарим, воспримет его как дань признательности за эту случайную неслучайную находку страницы истории наших предков времён Мишны.
А где же «Будет»?
Будут открыты для посетителей новые пещеры, будут родители приезжать сюда с детьми. В нашей маленькой группе была мать с двумя.
Надеюсь, будут проходить здесь настоящие уроки истории.
И будут шуметь деревья, помнившие многое и многих, и совсем молодые.
И будет так же у кого-то щемить сердце от необыкновенной красоты этих мест.
И кто-то, стоя на холме и пытаясь объять взглядом открывшийся вид, тоже невольно воскликнет: Какой же ты большой, наш маленький неисчерпаемый Израиль!